Подайте учителю
«Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест…» Д.А. Медведев.
За низкими партами класса томятся школьники, с трепетом посматривая на висящие над доской часы. Они уже на низком старте и ждут звонка, как взмаха флажка.
А перед ними, с упоением рассказывая о поздней лирике Есенина (или Бродского, или Лермонтова и так далее — не важно), старается учитель. Хотя, скорее всего, прекрасно понимает, что сейчас все ждут не вывода по теме, а столовского пирожка. И вот долгожданный звонок оглушил коридоры школы. «Урок окончен, домашнее задание у вас есть. Всего доброго!» Так кончился урок литературы в одной из среднестатистических школ.
Наступит вечер, учительница соберет, как обычно, пять кило детских тетрадей в пакет и с этой компанией отправится домой — проверять. По пути заглянет в бухгалтерию: сегодня должны выдать зарплату. Там ей протянут квиток, в котором черным по белому будет напечатана сумма. 9060 — зарплата за одну ставку среднестатистического учителя высшей(!) категории. И эта сумма еще без учета подоходного налога государству в 13%. За месяц работы, которая, возможно, в страшном сне не приснится некоторым депутатам. Выходит, чтобы прокормить семью из четырех человек, необходимо нагрузить себя двумя, а то и тремя такими ставками. Вполне вероятно (и абсолютно допустимо), что многие не в курсе, из чего складываются эти деньги. Поэтому стоит пояснить.
С самого утра и до позднего вечера учитель занимается не только умственным образованием ваших(!) детей, но и духовным, если он, конечно, настоящий учитель. Моральные нормы, которые за недостатком времени или в силу отсутствия оных у родителей, прививаются детям учителями. Но это только одна сторона многогранника. Если мы говорим об учителе младших классов, то дополнительным педагогическим наслаждением по праву считается продленка. За грошовую доплату учитель, максимально разгружая утомленных воспитанием родителей, контролирует выполнение домашней работы учениками в стенах родной школы. До некоторого времени в обязанность учителя также входит и накормить детей: пересчитать, отвести коллективно всю ораву в столовую, при этом контролируя, чтобы наиболее «развитые» не оглушали школу отборным матом. Продолжаем рабочий день учителя. Проверка многочисленных тетрадей, за которую, кстати, почти не доплачивают, занимает треть (если не больше) свободного времени добросовестного учителя. Отдельно следует сказать о популярном нынче электронном журнале, который учителя заполняют не вместо обыкновенного, бумажного, а наряду с ним. И это при том, что в некоторых школах родителям даже неизвестны пароли от этого потрясающего нововведения, следовательно, зайти и полюбоваться успеваемостью своего чада они не могут. Из этого следует вопрос: для чего в таком случае учитель тратит свое собственное свободное время на выставление никому не нужных оценок? Классные часы, проведение которых требуют от классных руководителей, экскурсии, на которые с вашими(!) детьми ездят, возлагая на себя огромную ответственность, учителя. Неужели даже этот неполный список ежедневных забот учителя не заслуживает нормальной цифры в квитке? Никто не говорит о зарплатах футболистов, они уж естественно тратят в разы больше эмоциональных и физических сил, проигрывая год за годом. Но выжить на одну зарплату учителя семье из, допустим, трех-четырех человек в принципе невозможно.
Немного отойдем от повествования и взглянем на конкретные цифры. Например, за проверку тетрадей учащихся с 10 по 11 класс среднестатистический учитель получает 1300 рублей в месяц. Не стоит забывать, что это именно тот школьный возраст, когда ребят готовят к написанию пресловутых ЕГЭ, а следовательно, дело не ограничивается проверкой лишь тетрадок. Выпускников необходимо подготовить еще и по тестам, объем которых, например, по математике, занимает около семи страниц.
Дальше — больше. Классное руководство оплачивается учителю в 2000 рублей в месяц. Классное руководство — это, по сути, весь спектр задач учителя в сфере воспитательной и организаторской работы. Кураторство репетиций последних звонков, дежурство на школьных дискотеках, сопровождение школьных экскурсий, подготовка ребят ко всевозможным творческим конкурсам, их участие во Всероссийской олимпиаде школьников и подготовка к этим олимпиадам и так далее. Ответственность за все это и многое другое полностью ложится на плечи классного руководителя. Не стоит забывать, что учителя — живые люди, и у них, как правило, есть и свои семьи. И в этих семьях дети, которых тоже следует воспитывать. Только когда этим заниматься – ведь при нагрузке в три ставки, из которых только и может набегать хоть сколько-нибудь приемлемая сумма, учитель уходит из дома в 7 утра и возвращается часов-таки в 9 вечера. Очевидно, что совет: «идите в бизнес, если хотите заработать» - тут вряд ли будет уместен. Каким бы ни был «энергичным» сегодняшний педагог, ему негде взять ни сил, ни времени на бизнес.
На голом энтузиазме не работают даже те, кто решил, что профессия учителя — их «призвание». Зарплата учителя ОБЖ высшей категории не превышает 15 тысяч. А за выполнение всей «черной» работы по школе, включая работу дворника, ремонтника, садовода и так далее, государство дарит в районе 5000 рублей в месяц. В некоторых случаях учитель ОБЖ и «разнорабочий» — одно лицо. Наверное, понятно, почему. За столь «щедрую» зарплату здесь готовы трудиться либо пенсионеры, либо энтузиасты, однако последних становится с каждым годом меньше. Сам в прошлом педагог, об этой проблеме говорил еще А.И. Солженицын: «А начинать-то надо и не с детей — а с учителей, ведь мы их-то всех забросили за край прозябания, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учительства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее».
Как часто мы слышим по телевидению всяческие обвинения в адрес учителя? Кому достается в первую очередь, если в классе или с отдельно взятым учеником произошло несчастье? В некоторых передачах можно услышать столько негатива в адрес учителя, что он кажется воплощением мирового зла. Так уж повелось, что недостатки родительского воспитания принято списывать на непрофессионализм учителя. Удобно ведь найти последнюю инстанцию для вечного перевода стрелок.
А может, все не так уж и плохо? Обещают ведь, мол, зарплаты индексируются. Как говорится, не хлебом единым сыт учитель. Может, светлое будущее уже близко, и скоро про безбедную жизнь учителей даже напишут книгу.
Только, скорее всего, это будет утопия.