Лингвоэтические проблемы языка блогосферы
Авторы: Нина Геннадьевна Гаркавенко
Воронежский государственный университет
Гаркавенко Нина Геннадьевна
Научный руководитель: канд. филол. наук, доц. Л.Л. Сандлер
Лингвоэтические проблемы языка блогосферы
Основой межличностных коммуникаций служит этика, так как она направлена на обеспечение психологического комфорта, предсказуемость вербальной и невербальной коммуникации для всех ее сторон; гарантии, что не будет причинен ущерб их физическому или психологическому здоровью, их репутации путем оглашения ложной или нежелательной информации. Следует отметить, что любой скандал в русской культуре рассматривается в качестве этически негативного явления. Однако представители современных СМИ и блогосферы, как правило, используют скандал как основу редакционной политики, посредством которого увеличивается их целевая аудитория.
Отражение подобных явлений рассмотрим на примере неоднозначных заголовков видеоинтервью с участием Ю. Дудя в его авторском интернет-шоу «вДудь»: «Ивлеева – про Элджея, секс и пластику»; «Бурунов – ЦСКА, Ди Каприо, психотерапевт»;«Толоконникова – бисексуальность, FACE, тюрьма»; «Поперечный – о цензуре, геях и чувствах верующих».
Юрий Дудь использует в речи обсценную лексику, в том числе инвективы, на употребление которой в культурном обществе накладывается табу. По мнению С. И. Виноградова, к данным словам относятся наименования частей человеческого тела, прежде всего гениталий (лексика «телесного низа»), полового акта и производные от них слова [1, с.45].
Дудь задает провокационные и запрещенные вопросы, чтобы разозлить собеседника, вызвать у него агрессию, способную раскрыть респондента с новой стороны. Рассчитывая на импульсивный и скандальный ответ, журналист готов выйти за рамки этики и приличия, которые служат сдерживающим барьером, не боясь опорочить честь и достоинство своих гостей, поскольку они принимают предложенные правила общения. Блогер нарушает личные границы людей, ставя под сомнение их положение в обществе и часто навязывая другие моральные стереотипы поведения.
Вопросы, связанные с темой материального достатка и заработной платы всегда были табу для профессиональных журналистов, но не для Ю. Дудя. При этом он систематически использует жаргонную лексику: Сколько ты зарабатывала, когда была хостесом? На что ты сейчас живешь? …По моей инфе, одна рекламная фоточка в твоей инсте стоит от девятисот кусков, а видосик от миллиона двухсот…так сколько на самом деле?
Официального свода законов для блогосферы не существует, поэтому работа блогеров ограничена лишь несколькими пунктами. Важно понимать, что YouTube-каналы и другие субъекты блогосферы оказывают сильное влияние на формирование мировоззрения молодежной аудитории, создают новые культурные тенденции, поэтому следует ответственно подходить к публикуемым материалам, избегая при этом средств, способствующих морально-этической, правовой деградации подписчиков: инвектив, обсценной и жаргонной лексики, запрещенных вопросов, табуированных тем и др.