Город
Авторы: Наталья Лядова
Наталья Лядова, будущий журналист: «С рассветом в Новосибирске перемены в культуре, традициях и судьбах, что бесценно для режиссера. Порой, за самым красивым кадром приходиться оказываться в необычных местах, например, в самой высокой точке города».
Н.Л.: Юрий, сколько вас не встречай, все время складывается впечатление, что вы очень поэтичный и мечтательный человек. Наверное, поэтому вы так красиво снимаете город?
Юрий Алейников, режиссер ГТРК «Новосибирск»: Поэтичен, но мечтать я люблю не долго, потому что надо свои мечты притворять в жизнь, в съемку, в проекты. Насчет поэтичности, она, наверное, раскрывается твоя. Есть она, нет. Но ты ее видишь уже в отснятом материале. Вот тако себе я не могу сказать, что я поэтичен. Поэтика кадра раскрывается вот уже, когда ты смотришь. Даже, когда ты придумываешь яблочко поставить на крышу, как в клипе про город. Это потом ты уже понимаешь, что в этом получилась поэзия, а может не получится. Кино, это такое искусство.
Н.Л.: Вы при этом не теряете сурового нрава, как и большинство наших новосибирских жителей. Что по-вашему отличает настоящего новосибирца?
Ю.А.: Его по-настоящему отличает легкость на подъем. Если он понимает, куда надо взлетать, куда надо вставать, куда надо идти, тогда он идет.
Н.Л.: Как игра на трубе помогает в работе режиссеру?
Ю.А.: Это же музыка, она всегда помогает. Там выстраивается гармония. Когда играешь музыку, ты слышишь ноты, ты слышишь аккорды. Там есть свои закономерности.За мной звука режиссера в основном не переделывают. Я могу даже сам сыграть. В одном из последних фильмов, в ритме сердца, я сам сыграл на трубе тему путника в ночи. Не то что я сам все хочу делать, нет. Я привлекаю.
Допустим, если нужно сделать техническое задание, я понимаю, что мне нужно сказать музыканту. Я могу пояснить ему. Наш закон видеокадра - перевести в музыкальную гармонию и наоборот, мы друг друга поймем. Я ему донесу лучше свою режиссерскую мысль.
Н.Л.: Почему вы сравниваете в фильме «Джаз под шубой» джаз и Новосибирск?
Ю.А.: Я считаю, что они почти ровесники. Не зря же Новосибирск даже сравнивают с Чикаго. Потому что вот они вместе росли. Одно время, одно столетие, быстрый подъем. Как Чикаго быстро вырос, так и Новосибирск. И по духу они в чем-то похожи и музыкальная среда тоже организовывалась, как и в Чикаго. Здесь в 22 году появился джаз уже. Я вообще считаю, что Новосибирск, как город и как область, он очень силен в фольклоре. Ведь не зря же здесь были гармонисты Заволокины. Часто устраивали фестиваль «Играй гармонь».
Н.Л.: Во многих планах все-таки наш город не идеален, а в чем основная его сила?
Ю.А.: В чем основная его сила? Ну, мне кажется это в людях, в тех, кто сюда приехал. Даже вот когда построили пост в 1893 году, Томские купцы сколько рядились? Строить, не строить, ведь могло бы не состоятся, если бы купцы Новосибирска не ударили по рукам и сказали «А давай ка мы здесь построим мост».
Так же строили Академгородок. Также возводили здесь и другие объекты. А сколько тут разных личностей: и Лаврентьев, Кондратюк, пальцев не хватит, чтобы всех пересчитать. Вера Редлих, если из театральной среды, из киносреды очень много людей. Это в основном люди. Понятно, что возводились объекты, создавались культурные продукты, создавались заводы.
Если люди будут консолидироваться, то это будет сильное место Новосибирск, сильная черта характера города и также характера его людей.
Да, мы бываем разные. Вы смотрите на Юг, я смотрю на Север. Но мы же можем с Вами собраться… когда мы сделаем какое-то общее дело и сделаем его для города.
Сейчас мне кажется из Новосибирска даже уже меньше выезжают, куда-то в Москву. Если ты здесь родился или приехал сюда, начинай облагораживать здесь.
Господь тебя зачем-то тут поставил, чтобы ты тут светил, чтобы тут облагораживал пространство, чтобы ты здесь консолидировал людей. И я работу даже свою за это люблю, что я могу собрать нескольких разных людей.
Наталья Лядова